Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сложность, недосказанность и неопределенность государственной власти, как и власти в целом, на настоящий момент бесспорна. На первый взгляд ясное и интуитивно понятное социальное явление раскрывает свою бездну при глубоком её изучении. Несмотря на то, что власть рассматривается в любой, так или иначе связанной с обществом науке, она до сих пор остаётся не распутанным «клубком», перемешавшим в себе массы социальных значений и понятий. Очевидно, что забыть, обойти это явление в исследовательской практике невозможно, ибо власть является опорой всех социальных отношений.
Актуальность работы определена необходимостью соотнесения права федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации определять общие принципы организации и деятельности местного самоуправления с возможностью муниципальных образований самостоятельно определять структуру и компетенцию органов местного самоуправления.
Для настоящего исследования необходимо с методологических позиций определить соотношение политической и государственной власти. Отметим, что современное политическое пространство представлено двумя «полюсами» общественной жизни: с одной стороны, это государственная власть, с другой - неофициальное влияние различных, в большинстве случаев консолидированных субъектов (политические партии, организации, отдельные социальные группы и т.п.).
Объектом исследования является государственная власть.
Предмет исследования - конституционное, законодательное и муниципально-правовое регулирование органов государственной власти.
Основная цель работы – изучить государственную власть и методы ее осуществления.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятие государственной власти;
раскрыть признаки государственной власти;
рассмотреть методы осуществления государственной власти.
Для решения поставленных задач в исследовании использована совокупность общенаучных методов (дедукции, теоретического анализа, диалектический) и специальных юридических методов исследования (историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1. Понятие государственной власти
Государственная власть - это разновидность социальной власти, а именно отношение между государством в лице его органов и обществом, в котором государственный аппарат занимает положение властвующего и дает обязательные для исполнения указания, подкрепленные мерами государственного принуждения.
Орган государства не является независимым субъектом, он должен рассматриваться как часть более крупного образования. Как указывается в литературе, «механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства». Первым и основным элементом механизма государства выступает орган государственной власти. Различные авторы вкладывают в понятие органа государственной власти разные смыслы.
В.Н. Хропанюк определяет, что «орган государственной власти – это одна из частей механизма государства, которая имеет определенную законом структуру, наделена государственными полномочиями. Орган государственной власти взаимодействует со всем механизмом государства и образует с ним единую систему». С.А. Авакьян придерживается мнения, что «орган государственной власти – это коллектив граждан или один гражданин, которые уполномочены государством на осуществление его функций. Орган государства наделяется государственно – властными полномочиями, образуется и действует в установленном порядке, занимает свое место в единой системе государственных органов». Можно сделать вывод, что орган государственной власти – звено государственного аппарата, которое наделено государственно – властными полномочиями, материально финансовыми средствами, имеет определенную законом структуру, действует в определенной сфере общественной жизни. От того как органы государственной власти будут осуществлять свою деятельность зависит общая эффективность работы государственного аппарата, направленного на обеспечение государственного управления и достижение целей и задач государства .
Существуют следующие принципы осуществления деятельности органа государственной власти:
Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Как указывается в Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдения и защита прав и свобод человек аи гражданина – обязанность государства». Органы государственной власти в процессе осуществления своей деятельности несут обязанность по признанию и соблюдению прав и свобод человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в исключительных случаях, подобное ограничение должно носить временный характер. Основной обязанностей любого органа власти в Российской Федерации является обеспечение, признание и соблюдение прав человека и гражданина. В соответствии с конституционным положением, «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Если органы государственной власти в процессе осуществления своих полномочий не признают и не соблюдают права человека и гражданина, то их деяния могут быть обжалованы в судебном порядке.
Принцип народовластия.
Данный принцип предполагает, что народ в Российской Федерации является единственным носителем власти. Власть и ее органы по своей сути являются легитимными, то есть имеют поддержку от населения.
В Российской Федерации народ имеет избирательное право, то есть он может участвовать в формировании органов власти посредством выборов (депутатов на федеральном, уровне субъекта Федерации и муниципальном уровне, Президента РФ, губернатора субъекта Федерации) .
Верховенство Конституции.
Конституция Российской Федерации является основным законом государства, действует и имеет верховенство на всей территории Российской Федерации.
Все нормативно – правовые акты, которые принимаются в Российской Федерации, не могут противоречить Конституции и издаются, основываясь на положениях высшего закона. Если государственный орган Российской Федерации примет решение, которое противоречит Конституции, то такое решение будет принято недействительным.
Принцип разделения властей.
«Суть принципа разделения властей состоит в том, что единая государственная власть подразделяется на определенные, относительно самостоятельные ветви (как правило, законодательную, исполнительную и судебную), которые получают свое выражение в соответствующих органах».
В России принцип разделения нашел свое отражение в Конституции Российской Федерации 1993 года. Данный принцип предполагает соблюдение единства государственной власти, но разграничение между органами в предметах их ведения. Органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства, которое издают органы законодательной власти. А органы судебной власти при осуществлении правосудия опираются на данные законы.
Принцип законности.
Данный принцип подразумевает, что деятельность всех органов власти в Российской Федерации происходит в соответствии законодательством.
Порядок образования и осуществления полномочий государственных органов предусмотрен нормативно – правовыми актами, в которых содержится информация о конкретных органах власти.
Принцип федерализма.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 202. – 12 октября.
2. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 21. - ст. 1919.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета. – 1997. – № 245.
5. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
6. Федеральный закон от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 15. - Ст. 1695.
7. Басовский, Л.Е. Государственное регулирование экономики / Л.Е. Басовский. – М.: Приор, 2019. – 260 с.
8. Безруких, П.С. Государственное регулирование экономики: учебник / П.С. Безруких. – М.: ПРИОР, 2019. – 254 с.
9. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
10. Дремова, Л.А. Доклад о состоянии гражданского общества в Курской области / Л.А. Дремова. – Курск: Изд-во ИП Афанасьева Е.А., 2019. – 104 с.
11. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа, 2019. – 255 с.
12. Звонников, В.И. Государственное и муниципальное управление (академический бакалавриат). Программы учебных дисциплин: Учебное пособие / В.И. Звонников. - М.: Инфра-М, 2018. - 368 c.
13. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: Инфра-М, 2019. - 222 c.
14. Кайль, Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я.Я. Кайль. – М.: Феникс, 2018. – 364 с.
15. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. – М.: КноРус, 2018. – 520 с.
16. Кузин, В.И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления: учебное пособие / В.И. Кузин. – М.: Дело, 2018. – 120 с.
17. Липски, С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба / С.А. Липски. - М.: Русайнс, 2019. - 112 c.
18. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2018. – 556 с.
19. Прудников, А.С. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник / А.С. Прудников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 399 с.
20. Прудников, А.С. Муниципальное право России: учебник / А.С. Прудников. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 383 с.
21. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2018. – 400 с.
22. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2019. – 368 с.
23. Сёмкина, О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты: материалы iii международной научно-практической конференции. Том 2 / О.С. Сёмкина. - М.: Русайнс, 2019. - 189 c.
24. Тупчиенко, В.А. Государственная экономическая политика: учебное пособие / В.А. Тупчиенко. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 663 с.